Horizon: Zero Dawn — ОБЗОР ШЕДЕВРА

Сегодня мы с вами поговорим о недавно вышедшей Horizon: Zero Dawn. Это первый крупный эксклюзив на PS4 в этом 2017 году, я бы даже сказал больше. Это первый крупный эксклюзив с мая прошлого года, с выхода Uncharted 4. Про The Last Guardian я не забыл, но в нем крупной была только цена, уж не обессудьте. Так что вот такая вот засуха на эксклюзивных консольных просторах. Но может такая редкость крупных эксклюзивных проектов повышает их ценность? Давайте посмотрим, порассуждаем.

Итак Horizon Zero Dawn – экшен/RPG в открытом мире от студии Guerilla Games, создателей серии игр Killzone. По сути кроме Killzone эти люди с 2004 года ничего больше не делали и тут вдруг замахнулись на полное реформирование своего курса, полную смену своих идей и наработок. С линейного шутера перейти на экшен/RPG в открытом мире, это как с управления поездом перейти на пилотирование самолетом, короче совершенно разные вещи. С чьей подачи было принято такое решение полностью перейти на новые рельсы, было ли это внутренним позывом студии попробовать что-то новое для себя, или внешним влиянием Sony, я не знаю, но забегая вперед скажу, что эксперимент удался. И когда я играл в Horizon, у меня складывалось впечатление, что разработчики действительно истосковались по какой-то творческой свободе. Когда ты не ограничен уже четко прописанным сеттингом, историей, предысторией и прочим, а когда ты волен сделать все, что твоей душе угодно. И это видно, когда ты смотришь на этот игровой мир, на его наполнение, на персонажей, на историю в целом, за всем этим, как мне кажется, кроется настоящее удовлетворение от воплощения всех творческих идей, которые возможно годами созревали в умах разработчиков из Guerilla Games.

Разбор Horizon начну с открытого мира, т.к. это основополагающий геймплейный аспект, определяющий все остальные игровые процессы. Открытый мир в этой игре скорее не необходимость, а дань моде. Все сейчас делают открытые миры, не сделать открытый мир в RPG это нынче моветон. Хотя по мне это бред полный. Но т.к. делать надо – сделали. Посему здешний открытый мир звезд с неба не хватает и включает в себя уже знакомые всем штампы открытых миров: тут и кучи всякого дерьма, которое надо собирать по карте, и миссии, аля «собери 4 шкуры кабана», «отнеси зажигательные стрелы на сторожевую вышку» и остальные дела, которые призваны отвлечь игрока, растянуть время игры и просто занять своими иконками свободные места по карте.

Horizon: Zero Dawn 2017

Также есть в этом мире и вышки, дань уходящей моде, только на всю карту их всего вроде пять штук, но они ходячие и порой хрен на них залезешь – местный роботизированный колорит.

Еще есть лагеря разбойников, которые надо зачищать, данжи с различными плюхами. Короче по механике стандартный открытый мир, никаких нововведений.

Сама карта не такая большая, как могло показаться на первый взгляд, но все равно довольно большая для пешего туризма. Точек быстрого перемещения по карте навалом, но для самих перемещений надо либо купить, либо скрафтить спальный мешок, короче потратиться. Из-за чего иной раз подумаешь, мне быстрее пешочком будет добежать до квеста, или собирать ресурсы два часа, чтобы переместиться на 500 метров по карте. Немалым плюсом здешнего мира является то, что он неоднороден и разделен на три климатических зоны, отчего на разных этапах игры ты как будто попадаешь в совершенно другую игру (визуально). Как итог: открытый мир добротно сделан, но т.к. соткан он из стандартных и хорошо знакомых всем частей, то и болезни у этого мира такие же, как и у всех игр с открытым миром.

Horizon: Zero Dawn

Что отличает между собой все игры с вот такими одинаковыми по механике игровыми мирами? Наполнение этих миров, история мира или так называемый сеттинг. И именно в сеттинге и есть одно из главных преимуществ Horizon: Zero Dawn. Сколько раз в играх мы видели постапокалиптический сеттинг с самыми различными причинами апокалипсисов: и ядерная война, и зомби эпидемия, и вирусная эпидемия. Но всегда нам показывали людей, которые живут на остатках погибшей цивилизации и являются ее частью. Они помнят, что погубило их мир, порой они даже обладают воспоминаниями о том, каким был мир до апокалипсиса. Короче это люди, которые не оторваны от погибшей цивилизации, но которые просто живут хронологически после ее уничтожения.

В Horizon: Zero Dawn показан мир через 1000 лет после некого апокалипсиса, причем люди, живущие в этом постапокалиптическом мире, полностью оторваны от цивилизации прежней. Тамошние жители называют погибшее человечество не иначе как “предтечи” и вообще не считают тех людей своими предками, а просто ушедшими из этого мира существами. При этом мир предтечей еще не полностью растворился в окружающей среде, а так и ржавеет грудами металлоконструкций небоскребов, остовами легковых автомобилей и танков. И никто из живущих аборигенов и понятия не имеет что это такое, и чем это в принципе могло быть в прошлом. Все, что известно – это древние развалины предтеч.

И порой очень забавно наблюдать у себя в инвентаре обычную современную слегка потрепанную временем чашку с логотипом какой-то компании, и подпись “древний сосуд предтеч”. Или подпись под обычными ключами – “древние колокольчики предтеч”. Очень занятно также осматривать локации с едва различимыми зданиями, автострадами, стадионами. В некоторых специально отведенных точках с помощью специального прибора можно заглянуть в прошлое и увидеть, как выглядело то или иное место 1000 лет назад. А потом сравниваешь, с тем, что стало. Сразу обуревают размышления о беспощадности времени. Но конечно главное, что осталось от мира предтеч, и что очень хорошо живет себе, и поживает, и не ржавеет, так это масса роботов.

Horizon Zero Dawn 2017

Здешние аборигены живут бок о бок с этими машинами всю свою жизнь, начиная с первой точки своей новой цивилизации, поэтому для них это что-то неотъемлемое, как сама природа. Машин там целый ассортимент, причем ассортимент этот берет параллели из животного мира. Есть машины более менее податливые, иной раз даже пугливые, легкие мишени для охотников, есть очень агрессивные машины, самые настоящие хищники, есть маленькие машины, а есть и поистине мастодонты. Откуда появляются эти машины? Кто их производит? Почему они так выглядят? Как умер мир предтеч? Почему нынешние аборигены так оторваны от предшествующей цивилизации? Все эти вопросы возникали у меня по мере прохождения игры и на все эти вопросы к моему удовольствию ответил сюжет.

Я, если честно, не ожидал каких-то больших свершений от здешнего сюжета, но сюжет Horizon Zero Dawn меня приятно удивил. В первую очередь он очень грамотно выстроен. Он четко и не очень затяжно дает тебе нужные вводные просто для ориентирования в этом мире и в то же время побуждает тебя задаться нужными вопросами. После чего ты понимаешь, что этими же самыми вопросами задается и главная героиня. И тут вершится магия, когда у главной героини и игрока (у меня) возникает общая мотивация пройти игру до конца. А с общей мотивацией возникает и повышенное чувство к сопереживанию главной героине, и истории в целом. Не часто у меня такое бывает. Обычно есть персонаж со своей мотивацией (будь то вендетта, выживание, или спасение мира), а есть моя личная мотивация – пройти игру, увидеть какую-то историю. Со стороны. Я просто наблюдатель, зритель.

В Horizon же у меня с главной героиней общая мотивация – найти ответы на все вопросы, которые ставит перед нами сюжет. Вопросы очень интригующие к слову, т.к. сюжет тут далеко не тривиальный. Тут нет и капли опостылевшей вендетты, типо: “они убили моих родных, поэтому я убью их всех”, нет, тут все очень незаурядно. А главное на все вопросы тут есть ответы, очень развернутые и детальные. И к концу истории, когда мозаика вся складывается, ты понимаешь, что разработчики и сценаристы создали мир. Не просто сюжетку на отъебись в картонных декорациях. А мир, который достоин занять свое место среди крупных научно фантастических миров.

Я люблю игры с хорошим сюжетом, и я люблю научную фантастику, и тут все прямо слилось воедино. Не судите строго, но понравилось мне, понравилось очень. В свое первое прохождение я даже немного забивал на всякие побочки, данжи, охоту, вот только чтобы узнать, что там дальше, что там дальше, скажите, пожалуйста. Так что сеттинг и сюжет тут слегка перевешивают геймплей, ну по крайней мере для меня. До того, как игра вышла, при просмотре различных геймплейных роликов у меня возникали справедливые ассоциации с Far Cry Primal. Древние люди, луки, пращи, копья, животные (хоть и железные), в общем что-то мне не давало покоя. И действительно, геймплейные параллели тут очень сильно проявляются.

Начиная с открытого мира, но в Horizon: Zero Dawn как я уже сказал, просто использована стандартная модель открытого мира. Заканчивая схожей системой крафта, системой навыков, схожим оружием, охотой, приручением животных (железных). Поэтому в первые часы игры у меня частенько возникало чувство дежавю. Но все это продолжалось до тех пор пока в игре не стали появляться все новые и новые типы машин. И тут-то и вступает тот самый роботизированный колорит. Каждая машина со своими конструктивными особенностями, каждая со своими уязвимостями и сопротивляемостями, каждой нужен свой подход. Тупо лупить в хлебалушку не всегда бывает полезно. Нужно просканировать машину, подобрать оружие, которое нанесет максимальный урон уязвимым частям и разработать тактику боя. Не сказал бы, что прямо каждый бой с каждой машиной уникален, скорее для каждого типа машин существует уникальная эффективная тактика боя. Но однажды одолев машину и подобрав нужную тактику, ты впредь будешь использовать ее же, придумывать ничего нового особо не надо. Другое дело, что типов машин тут довольно много и по ходу игры тебе постоянно приходится одолевать все новые и новые машины, подбирать все новые и новые тактики, а это как-никак разнообразит геймплей, не дает ему ударится в монотонное повторение отработанных тактик. Ну и т.к. мир этот все же не совсем первобытный, а живущий на руинах развитой цивилизации, то тут чуть-чуточку используются передовые технологии, в игре даже можно использовать огнестрельное оружие, но в строго ограниченных количествах. Поэтому геймплейно сравнение Far Cry Primal с Horizon считаю не в полной мере корректным.

Выражусь дипломатически. Довольно редко в наше время создаются игры со своим масштабным и неповторимым лором. И Horizon: Zero Dawn как раз из таких игр. Разработчики из Guerilla Games, будучи новичками в жанре экшен/RPG, сотворили свою игру из уже стандартных деталей, которые могут быть удачными, либо нет, но они стандартные. Они такие как есть, лучшего пока никто не придумал. Другое дело как разработчики наполнили свою игру, что навесили на этот стандартный скелет и тут-то проявилась та важность толкового сюжета и проработанного мира в играх, которая превращает стандартные проходняки-дрочильни в открытом мире в шедевры.

Жалко только, что Horizon: Zero Dawn вышла эксклюзивно на PS4 и не все могут прикоснуться к ней своими собственными руками. На подобные игры принято ставить клеймо, мол “эта игра достойна того, чтобы ради нее купить консоль”. Я так не скажу, т.к. я в принципе не знаю такой игры, без которой прямо кровь из ушей, но нельзя прожить. Без любой игры можно прожить спокойно. Но если у вас уже есть консоль, и если вы любите хороший сюжет в играх, глубоко проработанный мир, то эта игра превзойдет ваши ожидания, ну а если вы еще и любитель научной фантастики, тогда я в принципе не понимаю, что ты тут сидишь на ютубе видосы смотришь, такая игруха проходит мимо тебя! Вы тут как хотите, а я перед выходом Mass Effect Horizon еще разочек может пройду.

2017 прямо год научной фантастики, добре, добре, ублажили вы меня. Ну ладно, спасибо вам за внимание, если дочитали аж до сюда, я прямо разошелся сегодня, ну понравилась игра просто. Всем пока.