Игры про шпионов или куда делись шпионские экшены?

Сегодня хотел бы поговорить и излить вам душу о шпионских экшенах. Новые игры про шпионов, где вы? Да знаю, официально такого жанра нет, есть официально только стелс экшены к которым приписываются почти все игры с хоть каким-то мало мальским стелсом, поэтому игры про шпионов, которые по самому своему определению включают в себя элементы стелса я выделяю в отдельную категорию, назовем это поджанр шпионских экшенов.

И вот мой вопрос: куда они все подевались, почему их никто не делает несмотря на то, что с геймплейной и сюжетной точек зрения это просто кладезь. Сейчас каждая вторая игра включает в себя элементы стелса в разной степени. Кто-то делает это для галочки как допустим в ассасинах, кто-то делает стелс полноценным геймплейным пластом как допустим в Хитмане.

Т.е. стелс экшенов как таковых хоть жопой жуй. Куда ни плюнь, везде можно что-то сделать по тихому. Но для меня всегда обособленно стояли в этом жанре игры именно шпионской тематики, без всякой там магии, потусторонних сил, летающих телок, пылающих мужиков, так что вышедший в 2015 году Metal Gear Solid 5 идет лесом.

Metal Gear Solid 5

Хоть там и написано на обложке Tactical Espionage Operations и это так и есть, покуда ты сражаешься с людьми, но весь этот espionage ломается как только ты встречаешь 40-метрового робота, зомбей с пылающими глазами и прочим дерьмом. Последняя крутая вышедшая игра про шпионов, в которой не присутствовало никаких сверхъестественных элементов был Splinter Cell: Blacklist аж 2013 года выпуска.

Splinter Cell: Blacklist

По сути Splinter Cell сейчас является единственной действующей серией игр вот в этом поджанре шпионских экшенов и я довольно сильно расстроился, когда не услышал и слова об этой серии на прошедшей E3. А добил меня Ив Гиймо, которого спросили про Splinter Cell и он вот так вот ответил на этот вопрос:

«Я не могу вдаваться в подробности. Мы работаем над всеми играми под брендом Тома Клэнси. Сейчас у нас много проектов на руках, включая The Division и Rainbow Six: Siege. Мне кажется, вчера у нас был новый рекорд одновременных игроков в играх этого бренда. Мы не забыли о Splinter Cell.»

Они не забыли, вот вам стало легче от этих слов? Мне – нет. “Не забыли” – обычно это значит, что игра лежит на очень дальней полочке. Рад буду ошибаться, все же впереди еще Gamescom и Paris Game Week, где в принципе могут что-то еще сказать помимо того, что “мы не забыли Splinter Cell”.

Хоть Splinter Cell и является авангардом шпионских экшенов и я обожаю эту серию игр, но в душу мне запала совершенно другая игра. Когда она вышла в 2010 году, выглядела она как то не очень примечательно, она не гремела в СМИ. Ну такая среднестатистическая игра, которая, однако, меня неискушенного на момент 2010 года геймера, просто поразила. Это игра называется Alpha Protocol, разработали ее Obsidian Entertainment, которые также разработали любимый почему-то всеми Fallout: New Vegas, а из недавних релизов на их совести Tyranny.

Alpha Protocol

Короче Alpha Protocol – блестящая концептуально, но омерзительнейшая в реализации игра, которую я перепрошел раз наверное 10 и вот когда готовил это видео, перепрошел ее еще раз. Конечно чем старше она становится, тем труднее в нее играть, не в плане ее сложности, а плане кривости игрового процесса. Даже на момент выхода она было кривовата, ну вот что вам должно сразу бросаться в глаза, так это вот эта анимация. Там было неудобно стрелять, неудобно занимать укрытия и прочее прочее. Однако при всем этом там было много экспериментальных концептов.

Диалоговая система там была взята с Mass Effect, но была приправлена таймером и все ответные реплики ты должен был обдумывать прямо по ходу диалога, как это делается в реальной жизни. Перетекающая из системы диалогов хороша там была и система взаимоотношений. По ходу диалогов ты мог налаживать отношения с людьми или наоборот их от себя отталкивать, причем для разных персонажей и для разных ситуаций благоприятными были совершенно разные отношения. Где-то удобнее было, чтобы оппонент тебя ненавидел, где-то удобнее было просто задобрить оппонента и просто разойтись по мирному.

Со своими кураторами тоже отношения играли немаловажную роль. Так ненавидящий тебя куратор просто утаит от тебя половину важной информации на зло тебе, а наоборот слишком дружеские отношения также не приведут ни к чему хорошему. При допросах отношения также влияли по разному. Кто то лишь в порыве гнева сливал тебе всю инфу, а с кем то надо было прямо закорефаниться, чтобы он так уж и быть по братски тебе что-то рассказал.

И тут не было как в том же Mass Effect четкого разделения на геройские или отступнические реплики, где ты всегда знал, что если я нажму геройскую реплику, то все у меня будет хорошо. В Alpha Protocol у каждого человека был свой характер. Кто-то любил, когда ему льстят, кто то на дух жополизов не переносил. Кто-то поддавался на угрозы, кто-то нет. Кто-то привык говорить лишь по делу, а кто-то и не прочь был пошутить.

Как все это узнать? Надо было на каждого собирать досье. Покупать на черном рынке, находить самому на миссиях, узнавать по ходу разговора с самим этим человеком, либо узнавать у других. Опять же через разговоры. Из вот этой системы взаимоотношений все перетекало уже в структуру миссий. Для меня было шоком, когда я узнал, что если закорефаниться с одним персонажем, то целый блок заданий просто исчезает, потому что ты решил эту проблему буквально разговором.

ШПИОНСКИЕ ЭКШЕНЫ

Это было так необычно, что разработчики позволяют игроку срезать на поворотах, упуская из вида полноценные проработанные миссии просто потому что ты успешно провел диалог. В некоторых миссиях менялись начальные условия: либо тебя кто-то поддерживал, либо тебе приходилось играть против всех, либо вообще никого не было. Для меня это просто был разрыв мозга. Ну и сам сюжет конечно как целое всей этой запутанной структуры также не разочаровывал к финалу, концовок там, как вы уже могли догадаться, было до жопени.

В Splinter Cell же все наоборот. Идеальная реализация, плавнейшие анимации, крутая стрельба, отзывчивые гаджеты, но совершенно сухая и строго линейная история. И вот если бы можно было бы объединить концепцию сюжета, диалогов, системы отношений и структуры миссий из Alpha Protocol с геймплейной реализацией из Splinter Cell, то это была бы моя игра мечты в поджанре шпионских экшенов.

Сейчас ничто не предвещает появление такой игры. Если и будет анонсирован новый Splinter Cell, то вряд ли он выйдет за рамки своей привычной линейной концепции. Сиквела Alpha Protocol не будет однозначно из-за низких продаж первой части. И единственная на данный момент уже правда тускло тлеющая надежда на игру Agent от Rockstar.

Почему тускло тлеющая? Потому что анонсирована она была в 2009 году, а на официальной ее странице даже не удосужились сменить платформу с PS3. С 2009 года никакой информации об игре нет, так что сами понимаете, шансов почти никаких. И в итоге получается, что пока что шпионский экшен моей мечты отправляется на полочку несбыточных игровых мечт.

Почему именно шпионские экшены мне так хочется увидеть, неужели мне не хватает всех этих многочисленных игр с элементами стелса типо того же недавнего Хитмана? Все равно это другое, в шпионских экшенах есть какая то романтика, ну знаете там: политические интриги, правительственные заговоры, тайные организации, двойные агенты, предательства, все уровни персонажей от президентов до бомжей одинаково уместно будут выглядеть в таких историях.

Это всегда истории очень глобальные, включающие в себя локации по всему миру, все страны и города открыты для таких историй. В том же Alpha Protocol главный герой перемещался по всему миру, в каждой точке мира у него была конспиративная квартира со своим колоритом, даже была квартира в Москве, вот она, зацените – это Moscow City.

Т.е. сюжетно шпионские экшены это просто бездонный колодец, качай не перекачай. Ну а геймплейно, тут уж никто спорить не будет наверное, что по количеству всяких навороченных гаджетов и оружия тот же Сэм Фишер может посоревноваться разве что с Бэтменом. Так что я не понимаю, почему шпионские экшены сейчас не в моде. В них и кооператив, и мультиплеер можно добавлять спокойно, как показал Splinter Cell: Blacklist, т.е. это не обязательно должна быть игра только лишь с одиночной сюжеткой, коих сейчас как огня боятся крупные издатели и разработчики. Так что не понимаю, не понимаю.

Понимаете ли вы в чем дело – напишите в комментариях. Спасибо всем за внимание, всем успехов, и до новых встреч.